Помалейко

 

Помалейко Валентина Федоровна,

учитель истории школы № 3 с 1964 года,

инспектор Шкотовского РОНО,

заведующая Шкотовского РОНО,

почетный гражданин города Большой Камень

 
 

 

 

Мои воспоминания относятся к начальному периоду жизни третьей школы, а именно той поре, когда только ещё начиналась её история. По праву человека, бывшего непосредственным свидетелем и участником этого периода, и позволю себе небольшой экскурс в предысторию, чтобы подчеркнуть всю его значимость и дать ответ на вопрос: откуда и от чего пошла наша школа.

 

К началу 60-х годов в Большом Камне, тогда молодом рабочем посёлке, быстро росло детское население, и посёлок испытывал острейшую потребность в дошкольных и школьных учреждениях. Единственная школа посёлка номер 44, построенная в 1952 году на 400 мест, работала на пределе своих возможностей. Её наполняемость превышала нормативную более чем в четыре раза. Чтобы как-то выйти из этого труднейшего положения, занятия велись в две смены в основном здании и ещё в трёх приспособленных: в вечерней школе, общежитии и музыкальной школе (старое здание). В этих условиях вести уроки и в целом учебно-воспитательный процесс на должном уровне было очень не просто. Учителя, работавшие в школе 44, и выпускники её помнят, каково было им, особенно в зимнее время, бегать на уроки из одного здания в другое.

 

Руководство нашего Шкотовского района (кстати, именно в 1964 году районный центр из рабочего посёлка Шкотово был перенесён в Большой Камень) и руководители градообразующего предприятия судоремонтного завода «Звезда» (тогда п./я 112) понимали, что энтузиазм и творческий потенциал педагогического коллектива школы номер 44 не безграничны. Надо было решать вопрос кардинально - строить школу. Решение было принято: школе быть! Поэтому весть о начале строительства в новом микрорайоне новой школы (октябрь 1962 года) на 960 мест, была встречена не просто радостно, а с ликованием и восторгом и взрослыми, и детьми. Помню, мы с ребятами даже ходили на экскурсии посмотреть, как роют котлован, как возводят школьное здание.

Заказчиком школы был завод «Звезда», строительные работы выполнялись строительным управлением 452. Строили быстро.

 

26 марта 1964 года школа была предъявлена к приёмке государственной комиссии и принята с общей оценкой «хорошо». У строителей «хорошо» очень высокая оценка! Акт государственной комиссии в числе других членов был подписан и заведующим районного отдела образования, Воробьёвым Дмитрием Ивановичем, заслуженным учителем, первым директором школы № 44. Так родилась третья школа. И это ответ на вопрос: откуда пошла наша школа? Она была первой школой в районе (да и в крае), построенная по новому проекту того времени: 3 этажа, светлая, просторная, с полным набором кабинетов, классных комнат, столовой, учебных мастерских, библиотекой, собственным радиоузлом - вся учебно-материальная база в одном здании. Вот такая роскошная, великолепная и впечатляющая школа! Потом будут построены по типовым новым проектам школы первая (1969 год), вторая (1979 год), четвёртая (1980 год). Но это будет потом, а пока была только наша третья, её по праву можно назвать «родоначальницей» всех школ Большого Камня. Школу № 3 называют ещё судьбоносной: через неё пройдут многие педагогические судьбы, она станет кузницей педагогических кадров для всех вводимых школ.

 

Приказом крайоно первым директором была назначена Михайлёва Эльвира Адамовна (ранее работала директором Подъяпольской школы). Перед ней была поставлена задача: укомплектовать школу необходимым оборудованием и подготовить к новому учебному году. С этой задачей Эльвира Адамовна успешно справилась.

 

С первого сентября 1964 года директором была назначена Жданко Татьяна Фёдоровна. Татьяна Фёдоровна проработала директором до августа 1965 года и, в связи с назначением её заведующей районным отделом образования, передает школу новому директору Мироновой Валентине Павловне, замечательному учителю и руководителю.

 

Десятого июля 1964 года коллектив учителей большекаменской школы 44 был разделён. Школа 44 была реорганизована в восьмилетнюю с 22 классами-комплектами и педагогическим коллективом в количестве 33 человек. В третью школу переводились 41 класс-комплект и 37 учителей-предметников. Они и составят основное ядро педагогического коллектива школы-новостройки. В числе переведённых была и я, учитель истории и обществоведения.

 

До начала учебного года у нас ещё было время, чтобы обустроить школу своими руками. Мы делали всё: мыли, комплектовали мебелью и оборудованием учебные кабинеты, оформляли наглядность. В школе появилась картинная галерея, кабинет искусств. Нам так хотелось сделать школу праздничной, уютной и комфортной для тех, кто впервые переступит её порог, войдёт в новый класс и сядет за новые парты.

 

И вот этот долгожданный день настал. Первого сентября 1964 года торжественно распахнулись двери школы-новостройки. Она приняла 1347 учащихся (41 класс), они-то и станут хозяевами своей школы. В их числе будут дети не только Большого Камня, но и учащиеся-старшеклассники Южной Лифляндии, Андреево, Петровки, Суходола. Вот такой огромный микрорайон новой школы.

 

Это был всеобщий праздник и детей, и родителей, и учителей. Школа казалась всем большим, прекрасным дворцом, с огромными окнами, коридорами и лестницами.

 

Встречала учащихся, родителей и гостей директор школы Жданко Татьяна Фёдоровна, удивительно доброжелательный человек, умелый руководитель. Вместе с Татьяной Фёдоровной встречал наших учащихся-новосёлов и дружный, обновлённый коллектив учителей в количестве 60 человек. Это были те, кто определит лицо первого поколения учителей школы: лучшие педагогические кадры стояли у истоков её, они вдохнули в неё жизнь, определили её творческий настрой на перспективу.

 

Всем нам очень дороги и святы воспоминания о нашей школе тех лет. Дороги и святы не только тем, что мы были молоды, а тем, что мы жили полной, насыщенной жизнью, жили идеями своего времени. Мы чувствовали свою причастность ко всему, что происходило в мире, У нас были мечты, идеи, убеждения, вера в завтрашний день и в наше надёжное будущее. В коллективе царил дух доброжелательности, искренности, взаимоподдержки. Работали с полной самоотдачей, не думая ни о наградах, ни о славе. Высшей наградой было для нас благополучие наших учащихся, их доверие к нам. Мы любила свою работу, были увлечены своим предметом и стремились дать учащимся знаний непременно больше, чем в учебнике, дать ответы на все интересующие их вопросы. Мы начинали новый 1964/1965 учебный год с прекрасным настроением и желанием сделать всё, чтобы наши дети хотели учиться, развиваться духовно и нравственно. Я добрым словом вспоминаю поколения детей того времени. Они были разные. У нас, как и везде, были и ленивые, пропускающие уроки, и двоечники, и троечники. Но независимо от этого, в классах преобладал интеллектуальный фон и благоприятная психологическая обстановка. Такова была и общая атмосфера в школе.

 

В отношениях ребят было место добру, честности и товарищеской взаимопомощи. Я уже отмечала, что в школе учились не только дети-большекаменцы, но и старшеклассники близлежащих сёл, но слово «разборка» ни у кого тогда та слуху не было. Я искренне уверена: если окунуться в атмосферу тех лет, можно увидеть в них довольно много преимуществ, полезных для нас и сегодня. Жизнь школы не затихала до позднего вечера. Уроки сменялись внеклассной работой. Проводились еженедельно тематические классные часы, политинформации, пионерские сборы, Комсомольские собрания, работали кружки по предметам и по интересам, готовились смотры художественной самодеятельности. История школы того времени тесно связана с историей пионерской и комсомольской организациями.

 

Старшей пионерской вожатой работала молодая, красивая, задорная Окладникова Валентина Васильевна. Пионеры шагали по маршрутам марша «Всегда готов!». Боролись за право отряда, класса носить имя Героев Советского Союза, проводили акции в поддержку детей Вьетнама и других обездоленных, собирали макулатуру, металлолом, ходили в походы, агитбригады выступали перед шефами и ещё делали много-много добрых дел. Как, откуда мы брали силы, чтобы всё успевать, ведь были и свои маленькие дети, большая загруженность учебная, политзанятия, педсоветы, работа по самообразованию? Но успевали, потому что по-другому работать не могли, мы были требовательны, прежде всего, к себе, ответственны за судьбы тех, кто нам доверял.

 

На всю жизнь я сохранила нежные воспоминания о первых выпускниках. Это были жизнерадостные, по их возрасту самодостаточные, любознательные и целеустремлённые личности. Мы видели и уважали в каждом из них именно личность. Я вспоминаю их глаза: добрые, понимающие и поддерживающие, внимательные и настороженные, светящиеся радостью и счастьем, когда блестящим был ответ. А были и с хитринкой, и с озорством, когда задавали нарочно вопросы (особенно в начале года), чтобы прощупать, подловить учителя. Но всегда получали, по-серьёзному, полный ответ, и тогда лицо расплывалось в довольной улыбке, а глаза светились радостью. Было всё, но вспоминается лучшее. Наши выпускники, в самом деле, учились ответственно сами, а мы, учителя им помогали, поддерживая в них любовь к познанию, к живой мысли и самостоятельному мышлению. Понятно, что в то время не было таких информационных технологий, как сейчас. Но своё стремление знать и быть в курсе происходящих событий, они реализовывали своим трудом. Много читали художественной и исторической литературы, работали с первоисточниками, читали молодёжные журналы, газеты и т.п. Третья школа может гордиться своими замечательными выпускниками многих поколений учащихся. Но первое поколение выпускников было первым во всём. По итогам 1964/1965 учебного года за отличные успехи и примерное поведение были награждены золотой медалью восемь наших выпускников, серебряной - пять учащихся. Наши выпускники состоялись как прекрасные люди и замечательные специалисты в разных областях. Они были первыми, и с честью передали эстафету следующим поколениям.

 

Конечно, все достижения школы - это, прежде всего, результат повседневного учительского труда, кропотливого и нелёгкого. И моя память вновь возвращает меня к личности наших учителей. В педагогической лексике есть такой термин «час ученичества». Я с высоты своего возраста и личного жизненного опыта, считаю и убеждена, что этот час ученичества органически вписывается в нас, учителей, он необходим для нас. Только не час, а годы постоянного ученичества. Чтобы быть интересным для учащихся, учитель должен учиться всю жизнь. Это аксиома. Но успех зависит от периода становления учителя как специалиста. Чем насыщеннее жизнь молодого учителя, чем больше возьмёт он для себя полезного, тем успешнее он будет в будущем. Я благодарна педагогическому коллективу нашей школы за годы моего ученичества и тогда, и сейчас я говорю, что мне посчастливилось работать с замечательными, талантливыми, честными и бескорыстными людьми. Они брали такую высокую жизненную планку, так гордились своей профессией и на всю жизнь сохранили ей верность, что работать рядом с ними в полсилы было бы стыдно и недостойно. Они были лучшими учителями по всем качествам, и ещё лучше их искать было незачем.

 

Я с теплотой вспоминаю наших первых завучей Нестеренко Василия Моисеевича, Купрякову Валентину Борисовну, Шевченко Марию Авдеевну. Василий Моисеевич и Валентина Борисовна были опытными руководителями, пришли они на должность завуча из директоров школ. На их плечи легли все организационные и повседневные учебные заботы школы-новостройки, а также вся методическая работа.

 

Шевченко Мария Авдеевна - опытный и мудрый педагог, удивительный рассказчик и интересный собеседник. Нас она поражала своей энергией, стремительностью и эрудицией. Ревностный защитник чистоты русского литературного языка, она не прощала ни малейшего неуважительного отношения к слову. Её ученики, если допускали какое-то отступление от нормы, молили: «Только бы не услышала Мария Авдеевна.» Она всегда была готова помочь учителю и словом, и делом. Для неё каждый ребёнок и каждый учитель - личности. Она олицетворяла собой образец педагогической этики: всегда деликатна и тактична, предупредительна. Её любили ученики и уважали учителя.

 

Среди первых учителей вспоминаю Тяпкину Г.И., Беседову Н.С., Калину В.К., Монашову Л.В., Нестеренко А.И., Губатову Л.Л., Прокопенко Н.Е. Они были лучшими учителями естественно-математического цикла не только в школе, но и в районе. Отлично знающие свой предмет, проводили открытые уроки, семинары, конференции на районном и краевом уровне.

 

Талантливыми личностями были учителя физики Любченко Галина Георгиевна и Сальников Иван Георгиевич. Галина Георгиевна гармонично сочетала в себе профессиональное мастерство и человеческие качества. Она умело использовала педагогику успеха: умела вовремя поощрить, похвалить, убедить и укрепить веру в своих учениках. Именно в этом была её сила воздействия как истинного учителя на своих воспитанников.

 

Сальников Иван Георгиевич относится к той категории учителей, которые навсегда отражаются в душах и запечатлеются в сердцах, Фронтовик, человек высокой образованности и жизненной мудрости - он был интересен для детей. Его уроки любили и ждали. Выпускники с признательностью вспоминают его имя.

 

Вспоминаю Жижину-Бутакову Лилию Георгиевну, учителя русского языка и литературы. Она была любимым учителем детей школы №44, им она осталась и в школе №3. Её называли Учителем от Бога. И это так на самом деле. Если собрать все воспоминания её выпускников о ней - получится огромный том самых нежных слов и признаний. Увлеченная своим предметом, тонко чувствуя и понимая живое слово, поэзию и литературу в целом она зажигала детей внутренним чувством радости познания, помогала расти им духовно, раскрывать свои способности. От урока к уроку вводила их в мир поэзии, творчества и ненавязчиво помогала встретиться каждому со своей настоящей книгой. Дети ловили каждое её слово, бежали в библиотеку, просили записать их в кружок поэзии. А потом всем кружком проводили вечера поэзии, посвященные Есенину, Блоку и другим поэтам, шли с этой программой к шефам я вдохновенно читали любимые стихи.

 

Не могу не вспомнить учителей английского языка: Фендрикову В.С., Храмцову В.Е., Иванченко Т.И., Сулихан О.П., Гаврилову Т.Д. Они были единомышленники во всём, прекрасные учителя по призванию души и сердца. Увлеченные своим предметом, они дарили детям радость встречи с иностранным языком. Каждая из них много сделала для обучения и развития своих питомцев.

 

Вспоминаю и вас, дорогие учителя начальных классов, отдававших много сил и своего сердца малышам, оберегая и заботясь о каждом из них. Это Антошина З.Г., Цитульская Е.В., Малых М.В., Носова Н.Г., Обухова Н.Ф. В силу формата воспоминаний нет возможности назвать весь этот многочисленный отряд учителей, кто закладывал фундамент знаний учащихся, но их помнят все, кого они учили.

 

Оставили память о себе своими добрыми делами учителя трудового и производственного обучения. Ими много сделано по развитию учебно-материальной базы школы. Любченко Николай Фёдорович, Николаенко Николай Матвеевич - первые завучи производственного обучения, для нас они были «наши золотые руки». Школа осуществляла производственное обучение учащихся по 9 профилям на базе завода «Звезда». Свой вклад внесли в дело трудового обучения Овдин А.Г., Романовский П.Д., Глебов Г.А. Невозможно переоценить роль учителя-мужчины в школе. Их помощь нам чувствовалась во всём, они были авторитетны для ребят.

 

Не могу не помянуть добрым словом Цыбульскую Раису Алексеевну, учителя русского языка и литературы. Она воспитывала детей всем своим обликом. То, как она говорила, смотрела, улыбалась, слушала - всё излучало любовь и радость для детей. Матери девочек, которых учила Раиса Алексеевна, признавались, что они хотели бы, чтобы их дочери были похожи на неё. Мы помним вас, Раиса Алексеевна.

 

Помним Рожик Аллу Акимовну, прекрасного учителя истории, эмоциональную, с обострённым чувством справедливости. Она не только открывала детям мир знаний, но воспитывала в них уважение к человеческому достоинству.

 

Помним и Мореву Нину Павловну, учителя математики, завуча. Она всегда по-матерински опекала всех нас, умела в каждом увидеть ценное и непременно высказать своё восхищение человеком. Всегда с улыбкой и добром шла на урок. Такой она и запомнилась.

 

Учительский коллектив, как любой живой организм, конечно, обновлялся. В него вливались опытные и совсем молодые учителя. Кто-то из них сразу проявлялся как яркая личность, другие приобретали опыт и стремились соответствовать высокому званию учителя. Но от поколения к поколению учителей сохраняется преемственность и творческий настрой. Несколько позже вольются в наш коллектив: Талюкова - Герасимова Т.И., Трошина М.Ф., Кургак В.И., Леонова Л.А., Кудра Л.И., Дмитриева Л.П. Все они – достойнейшие педагоги, их труд будет оценён наградами Министерства образования.

 

Из среды нашего учительского коллектива вышли руководители школ.

Стали директорами школ: Кургак Валентина Ивановна, Леонова Людмила Александровна. Преданно и бескорыстно всю свою жизнь они служат детству.

 

Кургак Валентина Ивановна проработала директором школы №3 19 лет (1976-1995 гг.). Этот период жизни школы богат яркими и памятными событиями и заслуживает отдельного рассказа. Труд Валентины Ивановны и как учителя, и как директора высоко «ценён: Указом Президиума Верховного Совета РСФСР ей присвоено почётное звание «Заслуженный учитель школы РСФСР».

 

Леонова Людмила Александровна своё становление как учитель тоже прошла в школе № 3. С 1981 года она возглавляет педагогический и ученический коллективы школы № 2. школа получила право называться «Школой века». За творческий вклад и успехи в педагогическом труде Людмиле Александровне присвоено почётное звание Заслуженного учителя школы Российской Федерации.

 

Нас, ветеранов, радует, что школа № 3 остаётся лучшей школой нового тысячелетия по обеспечению полноценного качества знаний учащихся. Дети любят свою школу и гордятся ею, им тепло, светло и безопасно в ней. Школе есть чем и кем гордиться. Её самым большим богатством по-прежнему остаются учитель и ученики. Мы верим в тот огромный творческий потенциал, который на сегодняшний день имеет школа.

 

В.Ф. Помалейко,

ветеран педагогического труда.

 

 

Дата последнего обновления страницы 06.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения